САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

Проходческий комбайн Гуменника - Русский Царь - быт, традиции и уклад жизни царской России

Проходческий комбайн Гуменника

27 августа 2012 -
article880.jpg

В 1954 г. изобретатель-самоучка Яков Гуменник создал первый в СССР опытный образец комбайна, предназначенного для добычи угля в шахтах, который назвал ПКГ-1(Проходческий комбайн Гуменника). ПКГ-1 - это самоходно-проходческая машина с планетарным исполнительным органом, предназначенная для проведения выработок сечением- 3,2 м2, главным образом, по углю. Опытный образец комбайна проходил испытания на шахтах Кузбасса. Средняя скорость проходки составила в процессе испытаний 6,5 пог. м в час, производительность рабочего составила 1,75 пог.м выработки в смену. Учитывая положительные результаты испытаний, Гипроуглемаш с участием автора спроектировал ряд более усовершенствованных моделей комбайна - ПКГ-2, затем ПКГ-3, ПКГ-4. На ПКГ-3 и ПКГ-4 были установлены мировые рекорды по добыче угля. 

В 1958 г. в июльском номере журнала "Юный техник" вышла статья "Тяжёлое орудие химиков" инженера К. Виленской о Якове Гуменнике и его комбайнах. В те годы уголь стал уже не только источником энергии, но и сырьём для химической промышленности (капрон, удобрения, пластмассы, лаки и др.), поэтому и статья названа соответствующим образом. Предлагаю вам ознакомиться с той частью этой статьи, которая непросредственно касается комбайнов.

---

Запасы угля в нашей стране огромны. Только в восточных районах под землей скрыто несколько миллиардов тонн «черного золота». Добыча угля с каждым годом растет. Множество машин работает в угольных шахтах, и среди них машина, получившая высокую оценку — угольный комбайн «ПКГ» («Проходческий комбайн Гуменника»).

...Сын талантливого механика Яков Гуменник с детства перенял у отца любовь к машинам.

Его трудовая жизнь началась рано. Подростком пришел оч на шахту. Начал с работы в мастерских. Молодой слесарь ремонтировал машины. Казалось бы, чего особенного? Но Яков Гуменник работал со страстью. По-своему видел он машины. Опыта не было, но каким-то внутренним чутьем он распознавал их достоинства и недостатки. И в каждой старался обязательно что-нибудь изменить, внести что-то новое, свое. Товарищи удивлялись, называли его выдумщиком, «чудаком с золотыми руками».

А время шло. Накапливался опыт, знания. Росло мастерство. Гуменник уже отличный механик, начальник мастерской. Его уважают, с ним советуются.

Ремонт машин — важное дело. Но если ты чувствуешь, что можешь не только возвратить к жизни старую машину, но и создать новую, то это надо сделать. Надо!..

Книги приходят на помощь. Поддерживают товарищи. Настойчиво, терпеливо сидит над чертежами молодой новатор. Он верит: машина будет!

И вот конструкция нового проходчика разработана. Первый опытный образец спущен в шахту. Собрались инженеры, горняки. Гуменник сам встал у пульта управления. Он волнуется. Да и как же иначе? Непривычно выглядел проходчик — небольшая тележка, а на ней длинные стальные стволы с тремя гусеницами. Впереди исполнительный механизм — диски с зубками. Проходчик не подпиливал уголь, как врубовая машина, а скалывал его, как кайла, — старое, испытанное ручное орудие шахтеров. Новая машина была проще, а работала быстрее, производительнее старых.

Испытание выдержано на «отлично»!

Удача вдохновила Гуменника, и он задумал создать самоходный проходческий комбайн.

Снова берется он за чертежи, садится за книги, из старых ненужных деталей сам собирает комбайн.
Два года упорного труда — и новая машина «ПКГ-1» блестяще выдерживает серьезное испытание. Она проходит наклонную выработку в 6 раз быстрее старых машин.
За комбайном «ПКГ-1» последовал «ПКГ-2» и, наконец, «ПКГ-3», на котором был установлен мировой рекорд проходки шахтных выработок.
120 м в сутки проходил комбайн на шахте «Байдаевская» в Кузбассе. Но и это, несомненно, еще не предел.
Правительство высоко оценило конструкторскую работу Я. Гуменника и его товарищей. За создание скоростного проходческого комбайна «ПКГ-3» он вместе с начальником шахты «Байдаевская» М. Ковальчуком 22 апреля 1958 года был удостоен почетного звания лауреата Ленинской премии.
Как же работает комбайн?
Электромотор приводит во вращение главный вал комбайна. Через систему зубчатых передач его движение передается двум штангам, на которые насажены диски с зубками. Диски вращаются вокруг штанг, которые, в свою очередь, движутся вокруг главного вала. В результате этого диски с зубками движутся по сложным кривым — пространственным эпициклоидам, выдалбливая узкие кольцевые щели, между которыми остаются «гребешки». «Гребешки» по мере углубления дисков в забой скалываются «клеваками» — острыми выступами, установленными на штангах между дисками. Измельченный уголь подхватывают ковши, вращающиеся вокруг оси забоя. Они поднимают его вверх и ссыпают на конвейер.



В чем достоинство исполнительного органа «ПКГ-3»? Прежде всего в том, что с углем соприкасаются не все зубки сразу, а только часть — 5—6 зубков. И поэтому все напорное усилие главного электродвигателя передается только на эти 5—6 зубков. Создаются большие удельные нагрузки. Вот почему комбайн «ПКГ» имеет высокую производительность.
Комбайн «ПКГ-3» — не последняя работа Я. Гуменника. На гидрошахтах уже работают первые образцы «ПКГ-4» (на картинке вверху - statehistory). В этом комбайне вы не найдете механического транспортера и ковшей, которые загребали бы измельченный уголь. Шнековые лопасти загребают уголь по ходу вращения и доводят его до нижней точки сектора. Здесь из сопла подается струя воды с давлением от 5 до 8 атм, и уголь смывается под машину в желоб гидротранспортера. Машина стала гораздо проще и удобнее в обращении. Скорость проходки увеличилась до 30 м в час. В январе этого года на комбайне «ПКГ-4» был установлен новый мировой рекорд: за месяц на гидрошахте «Полысаевская-Северная» прошли 1 434 м.
Сейчас у автора замечательной машины, которую можно назвать «тяжелым орудием химиков», новые планы дальнейшего совершенствования «ПКГ».
Пожелаем ему больших творческих успехов! 



Рассказать друзьям:

Нет комментариев. Ваш будет первым!