САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

Ростислав Мстиславич Смоленский - Русский Царь - быт, традиции и уклад жизни царской России

Ростислав Мстиславич Смоленский

27 августа 2012 -
article908.jpg

Ростислав Мстиславич Смоленский
Годы жизни: 1110 – 1167
Годы правления: 1159-1167 

В крещении дано имя Михаил. Был третьим сыном святого Мстислава Великого и шведской королевны Христины Инговны. Внук Владимира Мономаха. Представитель рода Рюриковичей. Родоначальник Смоленских князей.

Князь Смоленский в 1125-1160 гг. Кн. Новгородский в 1153 г. Великий Князь Киевский в 1154, 1159-1167г.г.
В молодости был доблестным воином, но только из уважения к своему старшему брату Изяславу Второму он принимал участие в ненавистных ему междоусобных войнах. В 1127 г. коалиция Мономашичей, во главе которой стал Мстислав Великий совершила поход на Полоцкое княжество. Ростислав ходил со своей дружиной на город Друцк.

В этом же году Ростислав получил от отца Смоленское княжество. До 1132 г. Ростислав Мстиславич занимал Смоленский стол как подручник своего отца Мстислава, и находился в его полной власти, а само Смоленское княжество было лишь уделом Киевского княжества.

Князь Ростислав Мстиславич княжил в Смоленске более 30-ти лет (1125/7-1159 годы). Его княжение явилось самым важным этапом в истории создания и развития Смоленского княжества.

Особенности личного темперамента влекли Ростислав Мстиславича к мирной, организаторской деятельности. Цель его внутренней политики заключалась в том, чтобы сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств. Для этого Ростислав образовал из Смоленской области особое княжество и стал именоваться великим князем смоленским. Ему принадлежали Смоленская губерния, часть Псковской (Торопецкий уезд), половина Могилевской, некоторые части таких губерний, как Витебская, Тверская (Осташковский и Ржевский уезды), Московская (Можайский уезд) и Калужская. Смоленское княжество, окруженное со всех сторон только русскими землями, благодаря именно такому географическому положению, было избавлено от войн с инородческими врагами. Ростислав был лучшим блюстителем народных вечевых прав. Особенной чертой его княжения в смоленском княжестве было совершенное слияние княжеской дружины с земщиной, которая принимала самое деятельное участие во всех политических и общественных делах.

Утверждение княжеской семьи в отдельно созданном княжестве сопровождалось усилением градостроительной политики. До 1125 г. в Смоленском княжестве кроме самого Смоленска было всего 3 города: Торопец ,Вержавск, Каспля. При Ростиславе были построены Мстиславль, Ростиславль, Дорогобуж , Изяславль, Ельня, а др. населенные пункты превратились в города: Лучин, Кричев, Красн, Василев, Пропойск.

Именно при Ростиславе Мстиславиче Смоленск обособляется от Южной Руси и в церковном плане. С начала 11-го века Смоленск был в составе Переяславльской епископии. В 1136 году смоленский князь учредил собственную епископию, во главе которой стал с епископ Мануил. В тот же год Ростислав дал епископу грамоту, согласно которой Смоленская епископия получила 10% от всех княжеских доходов.

Ростислав много заботился по поводу собирания и списывания рукописей и книг. В Смоленске и в других городах в его время появились книгохранилища духовной и светской литературы. Смоленские летописи не сохранились до нашего времени, но то, что смоленская летопись существовала, ведет свое начало со времен Ростислава, не вызывает никаких сомнений. Смоленские известия 30-60-х гг. стали основой «Хроники Ростиславичей», которая написана в 80-е гг., и через нее вошли в Киевский свод 1200 г., составленный по приказу сына Ростислава, князя киевского Рюрика. Вступив на пост, Мануил в 1136 г. освятил Смоленский Успенский собор, который был заложен Мономахом в 1101 г.

XII век – век княжеских междоусобиц. Участвует в них и Ростислав Мстиславич Смоленский. В 1132-1136 годах, сразу после смерти отца, он помогает своим братьям Всеволоду и Изяславу в борьбе за отчинный Переяславль против их дяди, Юрия Долгорукого. В 40-е гг. Мстиславичи ведут активную борьбу против черниговских князей Ольговичей, которые утвердились в Киеве и Новгороде. В 1141 г. Ольговичи совершают поход на Смоленск. В 1142 году Ростислав и Изяслав посадили в Новгороде своего брата Святополка, и в том же году Ростислав Мстиславич совершил поход на Чернигов. В последующие годы князь Изяслав Мстиславич ведет длительную и упорную борьбу за Киев с Юрием Долгоруким. В этой войне, которая длилась около десяти лет, Ростислав Мстиславич всегда выступал верным союзником старшего брата, и 4 раза совершал походы на Киев: в 1144, 1147, 1151, 1152 годах. В 1149 г. оба брата совершили поход на суздальские земли, дошли до Ярославля, и как писал летописец: «полон мног принесоша и много зла земле той сотвориша».

В эти годы Ростислав Мстиславич стал одним из самых авторитетных князей Киевской Руси, который совместно со старшим братом проводит антидолгоруковскую политику. В начале 50-х гг. Ростислав фактически стал соправителем своих дяди и брата в Киеве, как говорили белгородцы: «наши князья Вячеслав, Изяслав и Ростислав». В эти же годы князю Ростиславу удалось привести рязанских князей в вассальную зависимость, которые до того были союзниками Юрия Долгорукого.

В 1159 г. Ростислав Смоленский был приглашен киевлянами на великокняжеский стол, вместо Изяслава Давидовича. Из уважения к народным правам и обычаям, Ростислав предварительно послал 2-х земских послов в Киев: от новгородцев – Якуна, от смольнян - Ивана Ручечника, чтобы узнать на каких условиях он приглашен в киевские князья. "Любовию ли духа и советом соединения, - писал он, - зовете мя на великое княжение в Киев? И если это так, то благодать имам к вам".

Когда же Ростислав стал великим князем, то больше всего заботился о мире на Земле Русской. Во времена его княжения междоусобицы на Руси практически не было. Князь всей душой стремился к Церкви: тесно общался со священнослужителями, был знаком с Печерским архимандритом Поликарпом, создал в Смоленском уделе множество храмов. Ростислав Мстиславич жаждал иноческой жизни, но преподобный Поликарп сказал ему, что дело князей — княжить, творить суд и блюсти церковное целование. Но, видя непреклонное и пламенное желание Ростислава, изрек: “Да будет воля Божия”. После этого в Печерском монастыре Ростислав Мстиславич велел приготовить себе келью.

Своей примирительной, справедливой политикой Ростислав Мстиславич Смоленский сумел привлечь к себе симпатии многих удельных князей; даже с лютыми врагами русских земель, половцами, он старался наладить отношения с помощью родственных связей.
В конце его княжения жители Новгорода невзлюбили правящего князя Святослава, сына Ростислава, и выгнали его из города. В 1167 г. Ростислав Мстиславич отправился в Новгород, чтобы уладить конфликт между своим сыном и горожанами. Когда смольняне узнали, что к ним едет их любимый князь, "мало не весь город Смоленск" выехал к нему на встречу за 300 верст. Ростислав был щедро одарен горожанами и отправился к Новгороду через Торопец, но здесь заболел и послал за сыном в Новгород, чтобы тот явился в Великие Луки вместе с знатными новгородцами.

Ростислав Мстиславич уговаривал послов помириться с сыном, умолял их держать союз с смольнянами, как лучшими друзьями, а сына Святослава просил ладить с новгородцами. Обе стороны скрепили свой союз, и новгородцы пообещали быть верными князю Святославу до гроба.

Помирив их, Ростислав возвратился в город Смоленск будучи совсем больным. Перед смертью он жаловался своему духовнику, священнику Семену, на то, что тот не допустил его до обряда пострижения: “Ты ответишь пред Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре. Я этого сильно желал, и да простит мне Господь то, что я не выполнил обета моего”. Ростислав постоянно думал об этом и часто говорил игумену Поликарпу: "Поставь мне келью добрую, боюсь напрасной смерти". Но Поликарп постоянно отговаривал его. Теперь Ростислав Мстиславич спешил в Киев, чтобы постричься, но в с. Зарубе почувствовал приближение смерти, послал за духовником Семеном. А после сам прочел отходную и скончался в полной памяти.

Он умер 17 марта 1167 года на территории Смоленского княжества в с.Зарубе, принадлежавшем его сестре Рогнеде.
Тело его привезли в Киев и погребли в Феодоровском монастыре, как сам князь Ростислав и завещал.

Со смертью Ростислава Мстиславича ушла в прошлое целая эпоха – эпоха укрепления отдельных княжеств. Смоленский князь Ростислав был представителем новой генерации русских князей, которые действовали, прежде всего, в интересах собственных семей и собственных земель. Политика Ростислава Мстиславича в Смоленске и Киеве яркий тому пример. Он сумел превратить Смоленское княжество в одно из сильнейших княжеств Киевской Руси и поднять авторитет князя Киевского.

О семье Ростислава Мстиславича Смоленского известно очень мало. Неизвестно на ком был женат смоленский князь, и количество его браков. Сыновья Ростислава Мстиславича впервые появляются в летописи в конце 40-х начале 50-х гг. В 1149 г. Ростислав женит своего старшего сына Романа на Анастасии, дочери князя Северского Святослава Ольговича. В 1154 г. отец оставляет Романа и Давида на княжеском столе в Новгородской земле. Не совсем ясен и факт старшинства сыновей Ростислава. В летописях также упоминаются его сыновья Рюрик и Святослав. Младший сын Ростислава, Мстислав Храбрый, в 1165 году сочетался браком с дочерью рязанского князя Глеба Ростиславича. Мстислав - полный тезка своего деда, при крещении дано имя Федор, как и у князя Мстислава Великого.

Кроме 5 сыновей у Ростислава Мстиславича было 3 дочери. Историкам хорошо известно имя Елены, в 1163 году вышедшей замуж за Лешко Белого, князя Кракова, а после его смерти в 1194 г, Елена Ростиславна четыре года была правительницей города Кракова. Вторая дочь Ростислава Мстиславича, Агафья, в 1165 г. вышла замуж за Олега Святославича, князя Северского, родного брата героя «Слова о полку Игореве». А третья, Аграфена стала женой князя Рязанского, Игоря Глебовича. Существует предположение, что дочери у Ростислава родились уже от второго брака.

Память благоверному князю Ростиславу Мстиславичу Смоленскому отмечается 14/27 марта и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых как благоверный за свою праведную жизнь правителя. 



Рассказать друзьям:

Нет комментариев. Ваш будет первым!