САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

Армянская периодическая печать о восстании южных славян балканского полуострова в 1875—1876 гг., часть 2 - Русский Царь - быт, традиции и уклад жизни царской России

Армянская периодическая печать о восстании южных славян балканского полуострова в 1875—1876 гг., часть 2

7 октября 2013 - Администратор

 Остановимся на армянской периодической печати, издававшейся в России, позже рассмотрим зарубежную армянскую прессу.

Выходившая в Тифлисе (Тбилиси) либеральная литературно-политическая еженедельная газета «Мшак» («Труженик») долгое время являлась ведущей в армянской периодической печати Закавказья и сыграла большую роль в политической и культурной жизни армянского народа.
Редактором газеты был выдающийся представитель армянской либеральной буржуазии, известный общественный деятель, доктор философии, писатель, критик и публицист Г. Арцруни. На страницах своей газеты он развивал принципы либерализма, ориентировался на Россию, поддерживал идею капиталистического развития Закавказья, выступал против реакционного духовенства, косности консерваторов, писал об угнетенном положении армян в Турции и призывал их последовать примеру балканских славян.

«Мшак» обращал внимание общественности на тяжелое состояние рабочих и крестьян, ставил вопросы просвещения народа и эмансипации женщин. На его страницах выступали видные армянские писатели, поэты, ученые, публицисты, общественные деятели: Г. Арцруни, Раффи (А. Мелик-Акопян), Р. Патканян, Г. Агаян, Лео (Г. Бабаханян), А. Ширванзаде (А. М. Мовсесян) и др.  В начале своей редакторской деятельности Г. Арцруни пришлось проявить дипломатические способности, чтобы наряду с пропагандистской своей программой сохранить нормальные отношения с представителями власти.

К либеральному направлению относились также издававшиеся в Тифлисе еженедельная литературно-политическая газета «Ардзаганк» («Эхо»), ежеквартальный литературный журнал «Порц» («Опыт»), редактором которых являлся публицист А. Иоаннесиян, ежемесячные — политический, общественный и литературный журнал «Мурч» («Молот») (редактор-издатель публицист А. Арасханян) и литературный, политический и национальный журнал «Горц» («Дело») (редактор-издатель литератор С. Ахумян) е.
Журнал «Порц» освещал вопросы, связанные с общественно-политической жизнью армян, русско-армянские связи, проблемы, связанные с славяно-турецкими войнами, положением армян в Оттоманской империи и т. д. В журнале сотрудничали видные армянские деятели и писатели К. Патканян и Гр. Халтян, писатели Раффи и Церенц (О. Шишманян), П. Прошян, драматург Г. Сундукян, писатель С. Шахазис, известный сатирик А. Паронян и др. 
О политических взглядах редактора журнала «Мурч»
А. Арасханяна можно судить по его статье, посвященной жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского, не пропущенной в печать цензурой. Эта статья «свидетельствовала о том, что армянская передовая интеллигенция достаточно хорошо была знакома с произведениями Чернышевского и высоко ценила огромную роль и значение этих произведений в развитии общественной мысли и пробуждении национального самосознания народов, населяющих Россию». Журнал «Мурч» занимал важное место в жизни армянской периодической печати, в нем выступали известные армянские писатели, ученые П. Прошян, О. Туманян, А. Цатурян, Г. Гаян, А. Ширванзаде, Лео, Г. Арцруни и др. 
Из периодической печати консервативного направления можно назвать издаваемую клерикалом Ст. Мандиняном в Тифлисе еженедельную политическую, литературную и торговую газету «Мегу Айастани» («Пчела Армении»). Газета предназначалась для просвещения армянской буржуазии. На ее страницах печатались информации о политических событиях, материалы на исторические и литературные темы, давались сведения о торговле. Эта газета отрицательно относилась к прогрессивно-просветительским идеям журнала «Юсиспайл» («Северное сияние») и старалась очернить их на своих страницах.
Зарубежная армянская пресса в настоящем очерке представлена газетами «Масис» и «Армения». Газета «Масис», основанная в 1852 г. в Константинополе литератором С. Ютунджяном, относилась к либеральному направлению в периодической печати армянской эмиграции. В газете освещались вопросы международной политики великих держав, печатались статьи об историческом прошлом армянского народа, публиковались материалы об армяно-русских исторических и культурных связях. В период национально-освободительного движения славян Балканского полуострова газета выражала им свою моральную поддержку. На страницах «Масиса» наряду с произведениями армянских писателей читатель мог познакомиться с выступлениями армянских писателей о русской литературе и работами русских и западноевропейских литераторов.
В числе лиц, сотрудничавших в «Масисе»,— классики армянской литературы А. Паронян и Г. Сундукяи, известная писательница Тюсаб, видный историк Г. Зограб, политический деятель, писатель, поэт А. Чопанян, писатель Е. Отьян и др.   Из всего сказанного становится понятным, почему газета «Масис» подвергалась преследованиям со стороны Оттоманского правительства, часто приостанавливался ее выпуск, и в 1908 г. она была окончательно закрыта.
Издававшаяся в г. Марселе писателем и публицистом М. Португаляном общественно-политическая газета «Армения» являлась органом основанного им Союза армянских патриотов, называвших себя армеиаканами по имени своей газеты.
Газета представляла буржуазно-радикальное направление в армянской зарубежной прессе. Выходила с периодичностью два раза в неделю. В ней освещались вопросы общественно-политической жизни западных и восточных армян, она выступала за улучшение положения западных армян и связывала решение армянского вопроса с политикой европейских государств.
 


Рассказать друзьям:

Нет комментариев. Ваш будет первым!